Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района (1758 г.; 1777 г.) является замечательным, едва ли не единственным в регионе примером сельского храма с чертами «московского барокко» второй половины XVIII века. Она имеет достаточно редкую структуру построения: четырехлепестковый план основного объема с окружающей его галереей по второму ярусу, отдельно стоящая колокольня. В 2004 году обрушились верхние ярусы храма, после чего была произведена консервация уцелевших частей (2007 год). Лишь в 2012 году началась полноценная реставрация сооружения. 15 сентября 2013 года состоялось торжественное освящение нижнего храма.
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Озеро Светлояр, расположенное в Воскресенском Поветлужье рядом с селом Владимирским, — олицетворение легенды о невидимом граде Китеже, скрывшемся от глаз врагов. Оно имеет общероссийскую и даже мировую известность. Среди представителей самых разных религиозных конфессий существует особое почитание этого места и отдельных сакральных элементов его ландшафта. В ночь на Ивана Купалу озеро обрамляется огоньками тысяч свечей участников крестного хода. Село Владимирское сохранило свой самобытный характер. Его яркими достопримечательностями являются деревянная ярусная церковь XVIII века, вновь открытые Детский центр творчества «Китеж» и одноименный историко-художественный музей, музей керамики и выставочный зал с экспозициями нижегородских и московских художников. В целях усиления государственной охраны данной территории и закрепления значимости ее для культурного пространства нашей страны Научно-исследовательским предприятием «Этнос» в 2012—2013 годах разработан проект, позволяющий придать культурно-ландшафтному комплексу «Село Владимирское и озеро Светлояр» статус объекта культурного наследия — достопримечательного места.
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Архиерейские палаты — уникальное сооружение XVII века, входящие в состав архитектурного ансамбля Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. В 2003 — 2007 годах научно-исследовательским предприятием «Этнос» были разработаны два основных варианта проекта реставрации архиерейских палат, оба они предусматривали достройку сохранившегося каменного объема верхним этажом. В итоге был согласован вариант, основанный на архивных фотографиях, отобразивших облик здания со всеми переделками XVIII — XIX веков. В целом в результате проведения ремонтно-реставрационных работ здание было выведено из аварийного состояния и приспособлено под резиденцию митрополита.
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Церковь Михаила архангела согласно клировым ведомостям освящена в 1854 году. Однако классицистический облик памятника свидетельствует, что она была спроектирована в начале XIX века. Являлась приходским храмом исчезнувшего ныне села Лосинки, в приход которого входила деревня Фитинино. Возведена на средства местных помещиков Кологривовых. Закрыта в 1928 году, затем использовалась под клуб и овощехранилище. Это привело к утратам облика храма: отделки фасадов, кровли, интерьеров. Реставрируемый облик храма определен на основе натурных исследований, проведенных в июле 2013 года, а также изучения аналогов на территории Калужской области.
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Нижегородская церковь Иоанна Предтечи была построена в 1685 году. В XIX веке здесь сложился архитектурный ансамбль, включающий храм, часовни, подпорную стенку с лавками. В советское время зданиям ансамбля был придан "гражданский облик". В храме разместилась школа ДОСААФ, на месте Царской часовни устроен туалет. Проект реставрации выполненный в 1993 году архитекторами НИП "Этнос" И.С. Агафоновой, Л.М. Москалевой, В.А. Широковым был реализован только в 2005 году с помощью ЗАО ТИК "Старый Нижний Новгород". Комплекс Предтеченской церкви стал не только градостроительной , но и смысловой доминантой вновь организованной площади Народного единства.
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Каменное здание Спасской часовни, входящее в ансамбль церкви Иоанна Предтечи на Нижнем Посаде, возведено в 1809 году, перестроено в 1849 году по проекту архитектора Г. И. Кизиветтера. Здесь хранился древний чудотворный образ Спаса Нерукотворного. В советское время часовне был придан облик гражданского сооружения. В 2005 году НИП «Этнос» бвл разработан проект реставрации часовни, осуществленный (с некоторыми отступлениями) ЗАО ТИК «Старый Нижний Новгород».
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Никольская церковь бывшего Покровского монастыря в городе Балахне, построенная на рубеже XVI-XVII веков - древнейшее из сохранившихся к настоящему времени культовых сооружений на территории Нижегородской области. В 2007 году на памятнике были проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы по проекту НИП "Этнос" (реализованы для надземной части храма). В научных изысканиях и при подготовке проектных решений были использованы материалы исследований и графические реконструкции первоначального облика церкви, выполненные С.Л. Агафоновым выполненные при разработке проекта реставрации в начале 1960-х годов.
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Церковь Трех Святителей была построена в 1859 - 1860 годах на основе "образцовых" проектов академика К.А. Тона. В советское время она сначала стояла закрытой, потом вплоть до начала 1970-х годов использовалась под жилье. Временем начала проектно-исследовательских работ по реставрации храма стал 1987 год. Церковь дошла в сильно изуродованном и крайне запущенном, аварийном состоянии. Окончательно научная реставрация этого памятника была произведена позднее - в 2000-х годах по выполненному НИП "Этнос" рабочему проекту.В результате церкви был возвращен первоначальный вид. В настоящее время церковь передана подворью Серафимо-Дивеевского монастыря и в ней ведутся богослужения. Ныне храм посвящен памяти двенадцати Московских Святителей.
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Деревянная рубленная Знаменская церковь в деревне Асташиха Воскресенского района Нижегородской области выстроена по проекту НИП «Этнос» (главный архитектор проекта И. С. Агафонова, архитекторы: П. Ю. Грошев, И. А. Калентьева, О.С. Громогласова), разработанному в 2002 году. Принципиальным в проекте стал образ нового сооружения. Определяемый основой структурой, пропорциональным строем фасадов, силуэтом, деталями деревянного декора, он перекликается с архитектурой, разрушенной ныне церкви второй половины XIX века, находившейся неподалеку в соседнем селе Знаменское. Выполненные архитекторами «Этноса» обмеры и её руинированных остатков были использованы в новом проекте. Храм начал действовать в 2005 году, когда было совершено его «малое освящение».
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Императорский (Царский) павильон, выстроенный в духе академической эклектики с элементами барокко и рококо, был предназначен для встреч членов императорской фамилии и высших чиновников, прибывших в Нижний Новгород по железной дороге. В 1896 и в 1913 годах в павильоне встречали императора Николая II с супругой. В ходе работ по реставрации этого небольшого, но уникального здания историки НИП «Этнос» впервые обнаружили чертежи на его постройку, определили точные даты строительства: 1892 — 1894 годы, а также забытое имя автора — архитектора. Им оказался известный московский архитектор Дмитрий Николаевич Чичагов (1835 -1894 гг.). В 2005 году в ходе ремонтно-реставрационных работ по проекту НИП «Этнос» в здании полностью отреставрировали фасады, лепные элементы декора, обновили парадные интерьеры. В настоящее время оно используется для приема официальных делегаций.
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Первоначально проект воссоздания Зачатской башни был разработан НИП «Этнос» в 2005 году — на основе исследований и эскизных проработок под руководством С.Л. и И. С. Агафоновой. Откорректирован после археологических раскопок, проведенных в августе — октябре 2011 года (руководитель — археолог И.О. Еремин), которые выявили артефакты XVI—XIX вв.еков: остатки фундаментов башни и подпиравших её контрфорсов, основания примыкающих к башне стен, фрагмент водовода Святого источника к Живоносновской церкви. Проект НИП «Этнос» позволил сохранить их под специальным защитным сооружением. С воссозданием Зачатской башни, торжественное открытие которой состоялось в День народного единства 4 ноября 2012 года, замкнулось пространство Нижегородского кремля. Тем самым была завершена реставрация этого выдающегося памятника русского оборонного зодчества, начатая ещё в 1949 году
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Усадьба Водовозовой-Солина - яркий пример богатой городской усадьбы конца XIX - начала XX веков, решенной в духе эклектики. Проект реставрации был выполнен в 1993 году, ремонтно-реставрационные работы по рабочим чертежам проводились на объекте с 1999 по 2002 год. Авторы - архитекторы В.А. Широков, И.С. Агафонова, Е.И. Вандышев (при участии). Отреставрированы главный усадебный дом с флигелем и часть ограды с воротами.
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
В 2001 году НИП «Этнос» был выполнен проект реставрации фасадов и части интерьеров доходного дома знаменитого нижегородского купца Н. А. Бугрова в котором располагалось отделение Волжско-Камского банка. Дом был построен в 1894 — 1896 годах по проекту архитектора В. П. Цейдлера. Здание, решенное в духе академической эклектики, образец доходного дома, отличающегося высокими архитектурно-художественными качествами и формирующего деловой центр Нижнего Новгорода. В ходе проведенных за счет правительства Японии в 2001 — 2004 годах работ были отреставрированы фасады, их лепные штукатурные детали, фасадная керамическая плитка, укреплены деревянные конструкции эркера. Благодаря специалистам НИП «Этнос» была выявлена и восстановлена первоначальная цветовая гамма фасадов здания. В результате здание приспособлено под современное использование: в нем разместились офисные и учебные помещения.
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Возведение дома № 31 по улице Большой Печерской (1830-е годы) приходится на период позднего классицизма в русской архитектуре. Архитектурное построение и убранство здания в основном соответствуют канонам классицизма. Но дом не выглядит строгим и сухим вследствие изысканных пропорций, развитой композиции главного фасада и насыщенности архитектурным декором. Дом имел сложную историю переделок и утрат. Часть здания была сохранена благодаря выступлению общественности при строительстве нового корпуса Института прикладной физики в 1987 году. Дом связан с именем поэта Л.Г. Граве, врача и общественного деятеля С.Н. Зененко, директора Николаевского городского общественного банка Н.А. Смирнова и его сына - замечательного краеведа Д.Н. Смирнова. По проекту НИП "Этнос" и ООО "Нижтехпром" были проведены реставрационные работы этого здания, числившегося до февраля 2011 года в списке выявленных объектов культурного наследия.Эти профессионально выполненные работы заслуживают самой высокой оценки.
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Главные задачи создания в 2006 году музейно-туристического комплекса «Город мастеров» в Городце, (НИП «Этнос», главный архитектор проекта - С.В. Дмитриевский) - развитие традиционных городецких промыслов, а на базе их - культурно-познавательного туризма в регионе, организация досуга и экскурсионного обслуживания отдыхающих. «Город мастеров» представляет собой целостный уникальный архитектурный ансамбль с единым объемно-пространственным решением. Визуально он читается как фрагмент средневекового деревянного рубленого города. Этому образу способствует характерная для региона глухая резьба, украшающая ворота, наличники окон, подзоры, другие части и детали фасадов. В помещениях размещены мастерские народных художественных промыслов Городецкого района и выставочные экспозиции. При этом туристы могут не только посмотреть или купить изделия, но и принять самое активное участие в мастер-классах. Кроме того, музейно-туристический комплекс стал местом проведения фольклорных встреч, концертных программ, различных конференций и «круглых столов».
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Комплекс усадьбы Рябининой расположен в Нижегородском районе Нижнего Новгорода в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород», его западная сторона выходит на красную линию улицы Ильинской. В конце XVIII в. усадьба принадлежала купцам Беспаловым – потомкам нижегородских ямщиков Григория Федоровича и Аникиты Григорьевича Беспаловых, на средства которых в середине XVIII в. была отстроена и «украшена» пострадавшая от пожара Вознесенская церковь, предшественница существующего ныне храма. Первоначально усадьба включала в себя одноэтажный каменный дом, расположенный по красной линии улицы, каменный флигель в глубине двора, примыкавший к нему Г-образный служебный корпус и другие хозяйственные постройки, разбросанные по двору. С 1844 г. владельцем усадьбы являлось семейство купцов Акифьевых, к которому принадлежала Т.И. Рябинина, ставшая впоследствии и ее последней владелицей, при ней продолжилось активное развитие усадьбы. В 1918 г. усадьба была национализирована (муниципализирована), постройки приспособлены под жильё, на территории бывшего сада разместилась автобаза. Флигель (литера Б). Ныне существующий каменный флигель построен на месте деревянной кухни по высочайше утвержденному в июле 1845 г. проекту, составленному архитектором А.А. Пахомовым. В соответствии с градостроительными требованиями того времени флигель был выведен на красную линию Ильинской улицы, намеченную проектным генпланом Нижнего Новгорода 1839 г. Заказчицей выступала владелица усадьбы купчиха А.В. Акифьева. В 1907 г. в южной стене флигеля было дополнительно пробито третье окно. Флигель использовался под жилье. Флигель расположен по южной границе усадьбы так, что его западный фасад выходит на красную линию ул. Ильинской, а южный является брандмауэром; с севера примыкают хозяйственные корпуса. Хозяйственные корпуса (литера В).Г-образный в плане комплекс хозяйственных корпусов охватывает территорию усадебного двора с юга и востока. Формирование единой линии служебных построек происходило на протяжении длительного времени. На плане Нижнего Новгорода 1799 г. позади главного дома показан каменный флигель с примыкающей к нему с южной стороны деревянной хозяйственной постройкой в виде буквы «Г» (остатки этого флигеля выявлены в восточном крыле Г-образной линии построек, примерно по его центру, между брандмауэрной стеной и ныне ликвидированным проездом в сад). Ограда.Металлическая ограда с въездными воротами расположена по красной линии улицы Ильинской между флигелем и угловой террасой усадебного дома (главный фасад самого дома несколько отстоит от нее). В соответствии с градостроительными требованиями того времени красная линия улицы была отмечена оградой. Чугунная с вызолоченными деталями она объединила дом и каменный флигель. Между ними был устроен главный въезд в усадьбу - с пилонами, украшенными скульптурами лежащих львов. Такое парадное решение ограды и въезда-входа (единственное в городе) свидетельствовало о богатстве владельцев усадьбы - купцов Акифьевых.
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
«Дом Петра Первого» («Домик Петра»), старейший памятник гражданской архитектуры в Нижнем Новгороде, является одним из трех сохранившихся в Нижнем Новгороде каменных жилых домов XVII в. Памятник расположен в начале крутого спуска улицы Почаинской к реке Волге; у восточного и северного фасадов здания расположена земляная терраса, подпираемая кирпичными стенками. Точная дата постройки неизвестна. В конце XVII в., когда, по некоторым сведениям, дом принадлежал «торговому человеку гостиной сотни» Ефиму Чатыгину, в нем (предположительно) жил Петр I во время первого Азовского похода. Легенда о доме у Почаинского оврага, как одном из возможных мест проживания Петра I, бытовала, по крайней мере, уже в начале XIX в. После размещения здесь «Петровского» исторического музея легенда окончательно превратилась в «реальность»: «домик Петра» стал одним из городских «брэндов», вошел в памятные книжки и путеводители по Нижнему Новгороду. Мемориальная значимость памятника обусловлена также и связью с деятельностью многих выдающихся людей города. Дом представляет собой редкий тип двухэтажного с подвалом каменного здания. В отличие от обычных домов того времени он имеет два подсобных этажа, перекрытых, как и верхний, парадный и жилой этаж, сводами. С северной стороны, вдоль выходящей на реку стены в уровне второго этажа, располагалась деревянная галерея, а с западного торца - также деревянная пристройка, с этой же стороны находился первоначальный вход в здание. Подвал использовался, предположительно, под склад различных материалов и припасов, первый этаж имел, по всей вероятности, производственное назначение (там могли находиться кухня, стряпная, помещение для прислуги в доме), второй этаж был жилым (с помещениями для хозяина, его семьи и гостей). К концу 1880-х годов дом дошел до совершенно запущенного состояния: здание дало трещины, состояние поверхности стен и их декоративной обработки было весьма плохое. В 1890 году, в связи с приспособлением здания для исторического музея, были произведены ремонтно – реставрационные работы по проекту архитектора Н.П. Иванова. Работы имели характер достаточно вольной (даже по меркам того времени) стилистической реставрации. (Вносились элементы не соответствующие первоначальному облику здания) До 1960 года каких-либо серьезных ремонтных работ на доме не производилось. Дом пришел в аварийное состояние, и были начаты реставрационно-восстановительные работы. Реставрация базировалась на тщательных натурных исследованиях памятника. Были выявлены сохранившиеся остатки утраченных кирпичных архитектурно-конструктивных и декоративных элементов фасадов (венчающего карниза, междуэтажного пояса, лопаток и наличников окон) и обоснована возможность их точного восстановления. В 1961 году реставрационно-восстановительные работы были прекращены и возобновлены лишь в 1972 году. В ходе работ 1972-1974 годов были также восстановлена внутренняя планировка, отреставрированы растесанные оконные и дверные проемы, стеновые ниши, произведена перекладка сводов в местах разрушений, воссоздано декоративное убранство восточного и южного фасадов, раскрыт заложенный дверной проем в южной стене подвала и к фасаду в этом месте пристроен кирпичный тамбур с лестницей, ведущей в подвал (раскопками здесь были обнаружены следы боковых стенок этой лестницы), заложен дверной проем входа в подвал со стороны западного фасада, переложены подпорные стенки террас. Деревянная галерея, располагавшаяся первоначально в уровне второго этажа у северного фасада, воссоздана не была. В «постперестроечный» период здание долгое время пустовало и к началу научно-проектных работ 2010 года вновь пришло местами в почти аварийное состояние. Разработанный в 2010-2011 гг. проект предусматривал минимальное вмешательство в архитектурный облик памятника, полученный им в результате реставрации 1960-1970-х гг.: максимальное сохранение подлинных элементов первоначальной части дома и западного пристроя с крытым выносным крыльцом, воссоздание планировочной структуры первоначальной части дома, раскрытие элементов, обладающих исторической и художественной ценностью, от безликих утилитарных наслоений, а также восстановление утраченных форм и архитектурных деталей западного пристроя с крыльцом. Были осуществлены ряд мероприятий для создания благоприятных условий при эксплуатации здания, а также были заменены существующие поздние архитектурно-конструктивные элементы, не отвечающие стилевой чистоте форм, на элементы, максимально приближенные к возможному подлиннику при наиболее нейтральных и непретенциозных формах.
НАЗАД К ПРОЕКТАМ
Городец — один из древнейших русских городов, основанный в 1152 году. Город прошел несколько этапов своего развития, испытав периоды упадка и расцвета. Цель проекта — реконструкция исторической среды, воссоздание образа древнерусского города, что позволит полнее ощутить дух истории, погрузится в атмосферу ушедших эпох. Проектируемый комплекс «Княжий город» («Малый Китеж») предлагалось разместить в исторической части города близ так называемого Святого озера, овеянного легендой об исчезнувшем в его водах храме с жителями древнего города. Архитектурно-художественный образ проектируемого комплекса призван воспроизвести часть средневекового деревянного города с оборонительными сооружениями, с теремами и хоромами, рядовыми строениями, словом, со всеми многообразными элементами городской застройки.